В дамском гардеробе есть не один десяток вещей, однако существуют так называемые базовые предметы, вокруг которых, собственно, и формируется этот гардероб. Многие из них находятся в шкафу уже не один десяток и не одну сотню лет - это всевозможные юбки, практичные брюки и, конечно же, платья. Они претерпевали различные изменения и, пройдя испытания временем, полюбились прекрасной половиной человечества. Но именно платье делает женщину женщиной, придает особый шик, показывает пластику женской фигуры, ее утонченность, грацию, изящество.
На сегодняшний день платье - всегда главный объект работы дизайнеров. Ни один показ, ни одна коллекция не обходится без него. Множество стилей, направлений, образов появляется благодаря умелой работе с кроем, тканями, декором. Меняются длина, степень прилегания, но неизменна сама идея платья.
Прототипом платья по праву можно считать женский калазирис Древнего Египта. Он представлял собой прямую рубашку длиной до щиколотки с одной или двумя бретелями.
В Древнем Риме и Греции роль платья исполняли туника и хитон. Их носили также и мужчины. Следует отметить, что сам термин «платье» был употребим ко все видам одежды, независимо от гендерной принадлежности. Изготавливали туники из льна, драпировали вокруг фигуры. Собственно фигура и задавала стиль. Туники из восточного шелка могли себе позволить лишь очень богатые люди. Они были длинными. Простой люд носил короткие модели.
В древние века форма платья менялась мало. Столетиями люди носили одно и то же платье. Сегодня это представить сложно. Ведь каждый сезон модные тренды предлагают новые, порой экстравагантные стилистические решения. Наибольшие изменения платьев, как и многих других видов одежды, пришлись на 20 век, но обо всем по порядку.
Вплоть до 14 века особых радикальных изменений во внешнем облике платья не было.
В средневековье платье, как дамский атрибут, становится более богатым по декору и тканям, большая часть которых привозилась крестоносцами из стран Востока. Основными признаками становятся очень глубокий остроугольной формы вырез, визуально устройняющий фигуру, линия талии от естественного положения поднята вверх. Платье имеет весьма узкие и длинные рукава, юбку с длинным шлейфом, ассиметрично задрапированную с левой стороны. Это уже не платье-рубашка. Лиф плотно прилегал к фигуре и был независим от юбки. Шлейф - это не просто украшение. Он определял статус женщины. Чем длиннее, тем знатнее особа. Представители церкви не принимали такую моду, называя шлейф «хвостом дьявола».
В средние века войны унесли жизни многих мужчин, поэтому идеалом женской красоты являлась беременная женщина, вынашивающая новых воинов. Именно поэтому многие дамы под платье надевали подушечку, имитирующую «интересное» положение. Более в истории моды подобных фактов не встречалось.
15-16 века – эпоха Ренессанса. Существенное влияние на композицию платья оказала Испания. Силуэт стал более строгим, большой акцент на декор, по количеству которого определялось положение его обладательницы в обществе. Испанское женское платье имело тонкую подчеркнутую талию. Лиф шили на плотном каркасе, он полностью закрывал грудь, заканчивался остроконечным мысом. В лиф вставляли специальные металлические пластины, которые сдавливали грудь, делая ее практически плоской. Такова мода! Здесь сам лиф исполнял роль корсета. Юбка была очень тяжелой. Ее называли «вердугадо». Платье выглядело словно монолитная конструкция.
Конец 16-17 века – эпоха барокко. Пампезность, изобилие декора – вот, что отличало моду этого периода, которую внес французский король Людовик 14. В те времена короли и их свита были законодателями моды. Именно с этой эпохи Франция и стала «задавать модный тон», а испанские тренды несколько потеряли свою былую силу. Женщины надевали два платья: нижнее светлых тонов и верхнее (роб) более темных. Имел место остроконечный мыс. Вырез горловины округлый или квадратный. Дополнением служил большой белоснежный воротник, который иногда достигал неимоверных размеров. Верхнее платье от талии «расходилось» и была видна ткань нижнего платья. Доминируют бледно голубые, зеленые цвета, цвет слоновой кости.
В основе по-прежнему жесткий корсет, который на протяжении столетия часто видоизменялся, но не утратил своей значимости еще на протяжении нескольких столетий.
Стиль барокко сменил рококо или рокайль. Платье, как и вся одежда, стало более сдержанным в декоре. Также продолжали носить пышные юбки «панье», которые держались на каркасе. Лиф платья вытягивается вниз и на фоне юбки кажется очень маленьким. Корсет также имеет место быть. Рукава платья сузились и стали до линии локтя. Их украшали рядами кружевных рюш или лентами. Эпоху рококо называли истинно женской. Мужчины наравне с дамами следили за модой, которую по-прежнему диктовал Версаль, и их костюм внешне приближался к дамскому. Такое же обилие декоративных лент и кружев.
Конец Французской революции (1789-1794 г.г.) кардинально изменил моду. Платье стало легким, изящным. Его шили из тонких прозрачных тканей. Линия талии максимально была поднята вверх - под грудь. Платья в стиле ампир (от франц. – империя) стали весьма популярны. Они очень полюбились возлюбленной Наполеона – Жозефине.
Такие платья имели обычно рукав «фонарик». Их дополняли высокими перчатками. Самые смелые дамы носили платья с глубокими разрезами по бокам и при движении открывались ноги. Весьма смелое решение, если учесть длительное господство длинных монументальных нарядов, полностью закрывающих женскую фигуру. Появилось, правда, и немало карикатур на стиль ампир.
К 1820-1840 г.г. романтизм и бидермейер вернули платьям легкие корсеты. Линия талии снова переместилась на естественное положение. Отличительной чертой платьев этого периода являются очень объемные рукава. Платье чуть укорачивается, приоткрывается щиколотка и видны кружевные рюши нижних дамских «штанишек».
1840-1870 г.г. – возвращение стиля рококо (второе рококо). Снова в моде платья на кринолине.
К 80-м годам 19 века юбка платья несколько видоизменилась. Сзади чуть ниже талии стали привязывать подушечку, получился S-образный изгиб фигуры. Это стиль модерн. Юбка с турнюром стала предметом многочисленных острот.
На рубеже 19-20 столетий женщины в прямом смысле вздохнули. Был упразднен корсет. Дамы начали работать и платье уже рассматривалось ими с точки зрения комфорта и удобства.
В женской моде 1910-1914 г.г. еще имеет место роскошь, но уже отошли от турнюра, юбка платья практически прямая.
В 20 столетии платье менялось почти каждое десятилетие. Причем это были весьма ощутимые изменения, которые навевались самим временем, образом жизни людей.
В 20-ые годы в моду вошли платья-рубашки и трикотажные платья трубчатой формы, силуэт – прямой. Идеал женской красоты 1922 года – женщина-подросток с маленькой грудью и короткой стрижкой. В моде стиль «гарсон». Линия талии спустилась до уровня линии бедер. Длина варьировалась очень быстро. В 1921 году она была до щиколотки, в 1924 – чуть ниже колена, а в 1927 году стала на два пальца выше уровня колен, весьма шокируя публику.
В 1926 году Габриэль Шанель впервые преподнесла миру свое маленькое черное платье, но оно на тот период оценено не было.
Лишь в 30–ые годы, весьма кризисные, платье стало востребовано. Можно сказать, что именно оно в какой-то степени уровняло женщин из разных социальных пластов. Не нужно было быть женой банкира, чтобы выглядеть элегантно. Стоило просто надеть маленькое черное платье. Оно и сейчас занимает значимое место в дамском шкафу, правда в несколько измененном виде.
В 30-х годах влияние на моду оказывал Голливуд. Акцент на пышный бюст, образ мальчика-подростка канул в историю. Появилось два платья «вамп» и «чарльстон». «Вамп» изготавливали из тонкого шелка. Платье плотно облегало фигуру, а для «платье-чарльстон» был характерен прямой лиф, короткие рукава, заниженная линия талии и обычно два яруса юбок, причем одна короче другой.
На моду 40-х годов, конечно, повлияла война. По крою платье весьма демократично, минимум расхода ткани. Многие женщины носят форму. Лишь по окончании войны в моде снова доминирует женственность. Платья легкие, воздушные. Люди устали от формы. В моде прямая линия плеч, которую подчеркивают плечевые накладки именуемые «котлетами» из-за большой величины.
В 50-е годы в силуэте платья просматривается истинная женственность. Входит в моду стиль «new look», предложенный Кристианом Диором. Подчеркнутая высокая грудь, тонкая талия и пышная юбка.
В 60-х годах крой платья достаточно простой. Доминируют яркие оттенки, а также, в связи с появлением нового направления в текстильной промышленности – химизацией, новые виды материалов, самые распространенные кримплен, нейлон, лайкра и ряд других. Именно в этот период особый расцвет приходится на молодежное направление. Именно молодежь, ставшая самостоятельной, оторвавшаяся от родительского покровительства, активная и целеустремленная диктует модные тренды. Писк моды – длина мини. В этот период весьма популярна Твигги – модель очень похожая на подростка. Ей хотят подражать многие. Поэтому актуальны маленькие подростковые платьица, к ним в дополнение гольфы. Старшее поколение было несколько шокировано.
В 70-х годах в моде остается длина платья – мини и до середины икры.
Очень популярны платья в спортивном стиле с накладными карманами, застежкой на пуговицы, погончиками, патами. Яркий образ платья 70-ых годов всем знаком по картине «Служебный роман».
Маленькому платью 60-70-х г.г. приходит на смену достаточно объемное платье нового десятилетия. В моде силуэт «перевернутый треугольник», который характеризовался большим за счет накладок плечевым поясом.
Начиная с 90-х годов, модных направлений стало безграничное множество. Но, как известно, мода циклична. Дизайнеры, создавая новые шедевры, в том числе и платье, обращаются к стилям 20 века, однако, не полностью повторяя то, что было, а создавая новые образы, заимствуя идеи из истории.
Автор:
О себе:
Творчество - для меня дело интересное и увлекательное. Рисую, вышиваю, шью.
Хобби - коллекционирование декоративных наперстков
Спасибо за интересную информацию!