Истории моды известны предметы гардероба, которые уже на протяжении нескольких столетий, даже тысячелетий, находятся на пике популярности и всегда востребованы. Есть в числе таковых один весьма примечательный предмет, который поистине делает женщину более грациозной, изящной, даже сексуальной, но, с другой стороны, и наносит вред ее здоровью, деформируя, зачастую, внутренние органы. Речь идет о корсете. Но, как говорят, мода требует жертв, и дамы, особенно прошлых веков, страдали, но носили корсет. Того требовали каноны красоты.
История становления корсета уходит в далекое прошлое. Еще древние греки и римляне стали использовать тугие повязки из кожи. Женщины надевали их под грудь или на грудь, в зависимости от того, что требовала мода, а также плотно затягивали ими талию. Мужчины также носили подобные повязки на талии, которые служили еще и средством защиты во время боев.
В Древней Греции женщины использовали в качестве прототипа корсета ленты. Ими обвивали тело, акцентируя область груди.
Особая популярность на корсеты возникла в период средневековья. Канули в лета свободного кроя платья по типу греческого хитона и в моду вошли самостоятельные виды одежды: широкая юбка и плотно прилегающий лиф. Первоначально роль самого корсета играл именно лиф, в подкладку которого закрепляли пластины из металла, деревянные бруски, которые должны были скорректировать фигуру, скрыть ее недостатки. Было моветоном показывать грудь. Ее целенаправленно уплощали с помощью лифа-корсета, который плотно шнуровали сбоку, спереди или сзади. В те же времена корсеты носили мужчины. Их также изготавливали из металла и кожи. Это был атрибут воина, корсет был отличным защитным средством. Стоимость корсета была очень велика, поэтому позволить его могли весьма обеспеченные люди.
Некоторые историки моды склонны думать, что «прародителем» корсета стал пояс верности, который рыцари надевали на своих жен, уходя в длительные крестовые походы. Но…. трудно сказать, насколько эта информация достоверна.
В 14 веке французы предложили корректировать фигуру с помощью корсета. Родиной его стала Бургундия, но сделали из корсета фетиш испанцы. В Испании, которая на тот период была законодательницей европейской моды, имел место корсет, больше всего похожий на орудие пыток. Металлический с болтами он плотно сковывал фигуру. Было неприличным показать округлые формы, поэтому дамам из высшего общества приходилось страдать и очень сильно.
В 15 столетии корсет был востребован в Италии. Там он представлял собой жесткую конструкцию из металла, слоновой кости, китового уса и дерева. Дамы украшали его лентами и перьями, превращая, собственно, в лиф платья. Идеал красоты, который ввела Екатерина Медичи – это дама с обхватом талии 33 сантиметра.
Ношение корсета приводило к значительным деформациям внутренних органов. Помимо нарушения кровообращения были сдавлены печень и желудок.
К корсету приучали девочек 5-6 лет, не разрешая снимать его на ночь, тем самым уже с раннего возраста деформировалась грудная клетка. На область груди накладывали тяжелые пластины, дабы грудь не развивалась. Именно по причине ношения корсета увеличилась смертность среди светских дам. От корсета умирали 4 женщин из 5. Весьма печальная статистика. Несмотря на это металлический корсет просуществовал вплоть до 17 века.
Известно, что в странах Востока, танцовщицы также носили корсет, но он был более щадящим. Изготавливали его из коры мадагаскарского дерева. Благодаря эластичным свойствам он не затруднял дыхание, а его телесный оттенок «сливался» с кожей.
В период барокко корсет и юбка с кринолином стали неотъемлемой частью дамского костюма. В это период роскоши и некой театральности корсет был богато декорирован. Впервые появился корсет на английский манер, который зашнуровывался сзади в отличие от французского – шнуровка спереди.
Рококо также не оставил без внимания этот предмет гардероба. Дабы не натирать кожу корсет надевали на тонкую рубашку. Талию затягивали до 40 см в обхвате. С его помощью приподнимали грудь, ведь в этот период в моде было очень глубокое декольте, порой открывающее грудь настолько, что были видны соски. Женщины испытывали массу неудобств, но каноны красоты требовали от них жертвовать своим здоровьем.
В эпоху романтизма талию затягивали до 56 см, однако бальные платья шили под обхват в 40 см. Недаром многие дамы на балах часто теряли сознание. Только в период господства стиля ампир женщины смогли вздохнуть. Полупрозрачные легкие платья с сильно завышенной линией талии по типу греческих туник и хитонов не требовали ношения жесткого корсета. Сам лиф исполнял роль бюстгальтера. Однако среди дам находились те, кто надевал корсет, специально скорректированный под новую моду.
Этот стиль продержался до 1821 года, а затем линия талии стала опускаться на естественный уровень. Опять возникла необходимость сделать талию много тоньше и снова обратились к корсетам. Их уже изготавливали промышленным способом, поэтому они стали более доступными для широкого круга лиц. Основной материал – китовый ус. Мода требовала ношения корсета даже от женщин, находящихся в положении. Было неприлично показаться в обществе с округлыми формами.
В течение 19 века корсет оставался на пике популярности. Он видоизменялся, приобретал новые черты благодаря разным видам используемых материалов. Так, к 1870 году на изготовление корсета уходило около 40 пластин китового уса.
Благодаря его форме удавалось формировать узкую талию и эффектно подчеркивать грудь. Затем стали еще больше срезать верхнюю часть, дабы еще сильнее акцентировать женскую грудь. К шнуровке добавились в качестве застежки крючки.
Позже появился корсет именуемый «помпадур», названный по имени знаменитой маркизы Помпадур. Он был коротким и спереди и сзади был оформлен мысом.
Технический прогресс 19 века, подаривший миру велосипед, повлиял на изменения в костюме. Женщины стали пользоваться данным видом транспорта, а в жестком корсете это было крайне неудобно. Тогда и был придуман бюстгальтер. Его изобретатель Й. Уэлс из Филадельфии. Бюстгальтер настолько пришелся к месту, что его производство было поставлено на «широкую ногу» и уже в 1886 году его можно было приобрести нужного размера всего за 75 центов.
В начале 20 столетия корсеты были направлены на подъем груди и придание фигуре модного S-образного изгиба. Появились платья с турнюром. Корсет стал длинным, практически до колен.
Женщины настолько к нему привыкли, что считали себя неодетыми без корсета. Подобный корсет был на героине фильма «Титаник».
В конце 19 – начале 20 веков многие врачи-гигиенисты заговорили о вреде ношения корсетов. Кроме того менялся образ жизни людей, появились эмансипированные женщины. Статус женщин поменялся, это уже не только светские дамы. Появился класс работающих женщин, поэтому требования к костюму в целом стали совсем иными. Доминирующими стали не только эстетичность, но также комфортность и удобство.
В 1905 году известный модельер Поль Пуаре предложил платья-рубашки, которые имели подрез под грудью, а далее свободно ниспадали до пола. На создание своих моделей его вдохновили именитые танцовщицы Мата Хари и Айседора Дункан.
Вместо корсета он предложил носить бюстгальтер и пояс для чулок, которые появились на два года ранее благодаря женщине, французскому врачу Гош Саро. Именно она предложила разделить корсет на две отдельные самостоятельные части.
В течение нескольких десятилетий 20 века о корсете не вспоминали. Снова он возник с появлением стиля new look, предложенного Кристианом Диором. Состоятельные модницы покупали оригинальный корсет от именитого кутюрье. Он состоял из шелковой сетки, укрепленной 24 пластинами из китового уса и имел остроконечные чашки бюстгальтера. Остальные дамы носили отдельно корсаж и бюстгальтер с остроконечными чашками, испытывая при этом массу неудобств поскольку корсаж во время носки смещался, скручивался по краям.
После 50-х годов корсет в моду не входил. Однако сегодня он не утратил своей привлекательности, он не забыт. Корсет стали изготавливать из новых видов материалов, его рассматривают не только в качестве нижнего белья, но и верхней одежды. Он стал неотъемлемой частью костюма отдельных субкультур, например, сторонников готического стиля, стиля стимпанк и других. Корсет нашел широкое применение в современных моделях вечерних и свадебных платьев. Его назначение осталось тем же, что и ранее. Он направлен на коррекцию фигуры. Корсет эффектно подчеркивает грудь и тонкую талию.
Дизайнеры очень часто обращаются к теме корсетов. Их можно видеть на подиумах, страницах модных журналов.
Женщина всегда хочет выглядеть привлекательно и в этом ей помогает корсет. Не нужно изнурять себя тренировками в спортивном зале, достаточно покрепче затянуть шнуровку и красивое тело гарантировано. Дама, облаченная в корсет, никогда не останется без внимания сильной половины человечества. Может поэтому корсет так прочно укрепился в дамском шкафу.
Автор:
О себе:
Творчество - для меня дело интересное и увлекательное. Рисую, вышиваю, шью.
Хобби - коллекционирование декоративных наперстков