Практика показывает, что большинство неудач у тех, кто делает первые шаги в пошиве индивидуальных изделий, связано именно с деликатными тканями.
Это вполне закономерно. Шикарная картинка готового изделия, кажущаяся простота выкройки и непередаваемое чувственное удовольствие от поглаживания понравившейся ткани при ее выборе и покупке, - все это создает обманчивое впечатление у начинающей швеи простоты и легкости будущего пошива выбранного изделия.
Однако уже в ходе раскроя ткани возникают проблемы. Большинство деликатных тканей прекрасно скользят, и выложить тот же шелк на раскроечный стол без эффекта «текучести» крайне тяжело. Но это только начало. Далее начинающая швея сталкивается с тем, что перенос выкройки на деликатную ткань также является проблемой: под бумажной выкройкой ткань также начинает «течь» и смещаться, что нарушает правильную геометрию размещения волокон ткани. Очевидно, что ткань для раскроя укладывается на стол в два слоя, которые прекрасно перемещаются и «текут» относительно друг друга, и, даже при самой осторожной раскройке ножницами, геометрия нижней выкройки меняется.
Таким образом, уже к началу пошива изделия процент накопившихся ошибок превышает все допустимые пределы. А ведь этап раскроя ткани является важнейшим во всем процессе изготовления швейного изделия. И это не преувеличение, а аксиома, которую начинающие швеи должны написать крупными буквами над своим рабочим местом и постоянно помнить.
Предполагая, что в ходе сборки швейного изделия недостатки кроя будут минимизированы или просто исчезнут сами собой, начинающие швеи приступают к пошиву изделия. Однако, из заготовок ткани, имеющих нарушения геометрии относительно соответствующей выкройки, сложно пошить что-либо стоящее. Даже когда простое смещение волокон ткани одной заготовки накладывается на такое же смещение в соседней заготовке, изделие начинает «морщить». Хорошо, если эти морщины будут на куполе юбки и не будут так заметны (ощущение собственной неудовлетворенности от носки такого изделия не рассматриваем), но ведь, как правило, эти морщины появляются на лифе, спинке - то есть там, где ошибки швеи особенно заметны и привлекают внимание.
В специальной литературе часто приводятся советы, как сохранить геометрию заготовок после раскройки. Прострочка зигзагом по краю заготовки, обжигание открытым огнем края ткани, наклеивание на папиросную бумагу и так далее. Нужно знать, что эти советы подходят тем, кто уже имеет опыт работы с деликатными тканями и знает поведение каждого вида ткани при соответствующем виде технологической обработки. Использование этих советов начинающими швеями приводит к тому, что заготовки для изделия оказываются безвозвратно испорченными.
Например, обжигание огнем края ткани, в которой имеется доля синтетики, создает «катушки», зачастую невидимые глазу, но так прекрасно скребущие тело при носке изделия. Их устранение практически невозможно, так как края заготовок уже обметаны, а вырезание катушек из-под обметки – процесс крайне утомительный и длительный. Гораздо чаще изделие откладывается в сторону «на потом» и, больше не носится. Слишком велик чувственный негатив от носки такого изделия.
Кроме того, хотелось бы предостеречь начинающих швей от присутствия на рабочем столе вообще каких-либо источников огня при работе с деликатными тканями. Ни спичек, ни зажигалок, ни сигарет. Слишком много изделий было необратимо испорчено случайным кусочком горящей спичечной серы, неостывшим металлическим экраном зажигалки, упавшим пеплом от сигареты. Это вторая аксиома – никакого огня на рабочем столе при работе с деликатными тканями.
Далее, если есть желание прострочить «зигзагом» края заготовки для сохранения ее геометрии, то необходимо знать и понимать несколько вещей.
Во-первых, любая строчка – это технологический процесс воздействия на ткань, который включает в себя трение (ткани о лапку и стол швейной машинки) и растяжение (сжатие) ткани (при нанесении швейной машинкой строчки). Очевидно, что даже при самом осторожном и бережном подходе к ткани со стороны швеи, деформация заготовки неизбежна.
Во-вторых, в ряде изделий, когда деликатная ткань тонкая, однотонная и темного цвета (например, при изготовлении темной подкладки в жакет), после отпаривания готового изделия зигзаг, идущий вдоль шва с обеих сторон, будет прекрасно виден. Представить вид будущего изделия с такой особенностью и соответственно принять решение о необходимости обработки края шва деликатной ткани зигзагом, может только швея, имеющая опыт работы.
Итог накопившихся ошибок при работе с деликатной тканью у начинающей швеи – испорченная ткань, выброшенные деньги, зря потраченное время (если не учитывать приобретение опыта), несбывшаяся мечта о потрясающем наряде. Хорошо, если такой негативный опыт не оттолкнет от дальнейших экспериментов и желания шить. Часто и гораздо чаще, чем можно себе представить, начинающая швея откладывает вторую попытку на неопределенный срок.
Вместе с тем, существует старый дедовский (или точнее будет сказать, бабушкин) метод кроя деликатных тканей, который позволяет с потрясающей точностью кроить и с легкостью шить деликатные ткани. Даже в том случае, если швея начинающая, а выкройка сложной конфигурации.
Сайт «Шкатулка» предлагает наглядный мастер-класс подготовки деликатной ткани к крою по такой технологии - http://materials.tell4all.ru/master-klass-raskraivaem-delikatnye-tkani
Автор: Максим Соколовский, опытный портной.